Журналист, главный редактор журнала The New Times Евгения Альбац прочитала роман «Театральная история» и рассказала, почему он кажется ей не только смешным и увлекательным, но и актуальным, при чем здесь Макиавелли и кого она считает прототипом одного из главных героев.
Мне очень понравился роман Артура Соломонова «Театральная история». Я бы сократила начало, потому что эта бесконечная мужская рефлексия просто вызывает дрожь. Но когда начинается театр — от этого невозможно оторваться. После того, как я преодолела первые страницы, я прочитала этот роман взахлеб — с того момента, когда появляется режиссер, его секретарша, когда появляется священник, спонсор театра, критик, который одновременно и «соавтор» Шекспира, и стукач… Все это ужасно смешно читать! Одно из удовольствий «Театральной истории» — то, что она не мрачная. Даже само имя главного режиссера — Сильвестр в сочетании с прозаической фамилией Андреев – это первое вторжение гротеска, который вскоре полностью овладевает текстом романа.
Мне было очень интересно, что спонсор театра Ипполит Карлович взял себе в союзники священника. Потому что в его мире – как я понимаю этого персонажа – если ты не можешь добраться непосредственно до Путина, то ты должен добраться до важных людей в РПЦ.
Эта коллизия в романе – вторжение церкви в сферу творчества, в сферу театра, да во все сферы жизни — мне кажется безумно важной. Макиавелли когда–то написал, что «папы лишили итальянцев веры». Я думаю, что когда-нибудь историки напишут, что русская православная церковь как институт лишила русских веры. Монетизация духовного, которая существует в сегодняшней России – это, конечно, трагедия. И это колоссальная ошибка РПЦ – сделать все для того, что стало выгодно принять православие и быть православным.
Мне кажется, это одна из самых интересных линий в романе: превращение священника в попа-расстригу, который понимает о себе и о жизни что-то очень важное, и бежит из РПЦ, бежит из Москвы. И то, что в романе священник проигрывает режиссеру – это совершенно потрясающе. Потому что в реальной жизни все происходит ровно наоборот. Но это совершенно неважно. Ведь поражение священника в романе Соломонова – это попытка показать, что не должно быть никакой официальной, государственной структуры, довлеющей над сферой веры. Потому что сфера эта – частная. И попытка государства, облаченного в епископальные одежды, зайти на эту частную территорию – разрушительна. Режиссер Сильвестр Андреев — а в его лице искусство — этому вторжению сопротивляется. Мне кажется, и я даже уверена, что прототип Сильвестра Андреева — Олег Табаков. Потому что он способен на абсолютный конформизм, и он же способен, когда его загоняют в угол, на восстание. В современной театральной жизни я больше не вижу фигуры, которая могла бы соответствовать образу Сильвестра.
По большому счету, это, конечно, роман не о театре, а о жизни. Просто театр это такое место, где происходит концентрация человеческих страстей, слабостей, чувств. В театре это все spicy – все остро. А на самом деле сцена «Театральной истории» — это жизнь.
Пользуемся возможностью напомнить, что приближается дата премьеры спектакля по роману «Театральная история» — 20 июня и 4 июля! Подробности и фоторепортаж с репетиций скоро выложим на сайте, но уже сейчас можно смотреть информацию, бронировать и покупать билеты на сайте организаторов.
Ваш комментарий будет опубликован сразу после модерации.