8 апреля 2024 года в знаменитом театре Suzanne Dellal была сыграна премьера спектакля «Натан» с Анатолием Белым в главной роли. Режиссер и исполнитель роли енота — Татьяна Марек.
Из анонса: «Герой Анатолия Белого и его друг, говорящий енот, захватывают власть, устанавливают новые порядки и организовывают беспорядки, объявляют войны и заключают мир.
Такого Анатолия Белого на израильской сцене вы ещё не видели: буря и натиск иронии и фантасмагории, что, впрочем, не отменяет нежности и лиризма.
Найдут ли енот и еврей свой путь в хаосе идей? Смогут ли сохранить причудливый союз?
Ответы — в израильской премьере спектакля «Натан».
Отзывы первых зрителей:
Алла Боссарт:
Союз трех таких авторов, они же исполнители, как Артур Соломонов (писатель), Татьяна Марек (режиссер) и Анатолий Белый (актер) — смесь довольно гремучая.
«Натан» — спектакль, созданный для театра Док. Хотя создан он для исполнения в Израиле, в то время, как театр Док — в Москве, вопреки всему. Но здесь и сейчас (Израиль, 2024 год) такой театр необходим: мобильный, минималистский, с дикорастущими текстами, видоизменяющимися на наших глазах. Для такого театра поставил Юваль Илин буффонаду «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» А.Соломонова. Для такого же театра — прекрасный моноспектакль А.Белого в постановке Егора Трухина «Я здесь». На разных площадках Израиля идут еще 5-6 российских пьес, весь реквизит которых умещается в чемодане, а тексты досочиняются на репетициях.
Странное время. Кочующие артисты. Бездомные режиссеры. Драматурги на чемоданах, полных вариантами пьес.
Золотое время документального театра, о котором мечтал Брехт. Когда-то такой театр создавали лабораторно — Любимов, Угаров, Серебренников. Теперь он самостийно родился — здесь, в Израиле, принявшем художников, которым не нашлось на родине — не так даже места, как воздуха. «Ворованный воздух» Мандельштама они вдохнули в Тель-Авиве, в Хайфе, в Иерусалиме.
Для меня это кочевье русского театра — далеко не радостно, как не радостна для нормального человека эмиграция. Но, как любая робинзонада, оно оказалось плодотворным.
Толя Белый, вполне возможно, не постиг бы на родине таких ошеломительных глубин, на какие его спровоцировал документальный театр Артура Соломонова.
Артур Соломонов не испытал бы ослепительных сумасшедших глюков при разреженном столкновении экзистенции с актуальной повесткой.
Таня Марек, может быть, и не открыла бы для себя той щедрой меры условности, какою обогащает театр детская игра.
Я ничего не пишу о хорошем спектакле «Натан», потому что для меня он — не столько конкретное сценическое высказывание, сколько спасительный знак времени и места, где и когда русский театр очередной раз заявляет о своем бессмертии.
Сергей Поделенко:
Фантастическая ирония, фантасмагория… Авторы постарались от Души, лихо закрутив все внутри сценического пространства. Это нужно смотреть — словами, фотографиями ничего не показать — не донести.
Смешно и страшно.
Я такого в театре еще не видел, ну, может быть Тартюф во МХАТе с Колягиным в главной роли и то — не так остро, потому что здесь больно и страшно, по живому. И хотя спектакль совсем свежий — второй прогон после Тель-Авива, смотрится легко и интересно.
Игорь Иртеньев:
Были сегодня на спектакль «Натан». Если коротко – шок и трепет! Бросайте все и бегите со всех ног смотреть.
Богдан Щербаков:
Как мне кажется, произошло идеальное совпадение: просто сумасшедший, сюрреалистический сценарий по книге «Натан» гениального Артур Соломонов, блестящая игра Анатолий Белый в роли Натана Эйпельбаума, и великолепная работа Татьяна Марек, как талантливого режиссера спектакля, так и в роли чудесного Енота.
Интересно, что книга «Натан» была закончена в начале 2022 года, еще до 24 февраля, но, на протяжение всего спектакля, невозможно избавиться от сравнений, совпадений, параллелей и ассоциаций, настолько мистически пророческим получился сценарий.
Уверен, что спектакль обречен на долгую жизнь и успех, и, по-настоящему, завидую тем, кому еще не довелось побывать на читке, ведь у вас есть потрясающая возможность впервые насладиться просмотром.
Нона Ковлер:
Можно я не театральную рецензию напишу, а чистосердечное признание?
Мне ведь зачтется где-то там в параллельных мирах, где перед началом спектакля не объявляют, куда бежать в бомбоубежище, если вдруг воздушная тревога.
Итак, признаюсь — впервые за свою долгую жизнь театральной фанатки я шла в театр абсолютно неподготовленным зрителем.
«Чья пьеса?» — на бегу спрашивал муж.
— Не знаю
«О каком Натане речь?
«неЩаранский?
— Штраус?
— Альтерман? — пыталась догадаться я, но не было ни малейшего намека. Почему-то я была настроена на классически-исторический экскурс …
Появление всеобщего любимца и кумира Анатолия Белого в очках , с портфелем и с галстуком ничего не объяснило.
Загадочный реквизит на сцене в виде стремянки, мешков для мусора и пыльных папок мог быть актуальным любому периоду.
Белого на сцене было много. И я не про шесть ослепительно белых сорочек на вешалках — их-то поначалу и не было вовсе. Анатолий и так большой актер, а тут на крохотной сцене по-японски лаконичного зала музея японского искусства все пространство было заполнено его красивым лицом, выразительными ногами и прочими атрибутами большого артиста.»
“Моноспектакль» догадалась я, мобилизуя весь свой театральный опыт.
Завороженная модуляциями голоса и рискованными акробатическими играми со стремянкой и воображаемой люстрой, я несколько потеряла нить текста, но повертев головой, заметила напряженное выражение лица у некоторых зрителей- не все «врубались» в происходящее. И только седенький правдоруб из второго ряда все время тихо посмеивался.
«Слушай, это же как Булгаков, шептала мне на ухо подруга». — «Да что ты, скорее как Пелевин..», — отвечала я, мучаясь вопросом , кто же так виртуозно создал текст (а это явно был текст книги, не пьесы!), чтобы было так дико смешно, дико страшно и просто дико одновременно.
А потом появился енот.
Ну не совсем обычный, а гималайский. К кому-то приходит белочка, а к Натану вот был ниспослан енот.
Ну как зачем? Чтобы — чтобы вместе снисходить, скреплять и спасать народ. Ну традиция такая у русского народа — Спаситель обычно еврей. Не очень получается в последние годы? Так можно укрепить союз, енотом например.
Да что вы ко мне- то пристали — вот и автор романа «Натан» Артур Соломонов- так у себя на майке и написал — тост такой: «За истинный союз еврея и енота!»
Постмодернизм, говорите? Абсурдизм? А по-моему, суровый такой соцреализм.
Хотя аллюзий и отсылок услышалось немало.
И упомянутый к ночи Пелевин, и Оруэлл с пятиминутками экстаза, и даже Шапокляк
«Кто в Кремлин попадает
Тот тратит время зря..»
явно знакомы писателю.
Артуром кстати хайфчане должны безмерно гордиться. Это он с виду такой скромный в короткой маечке, а сам вполне себе маститый классик русскоизраильского постмодернизма. Погуглите и увидите, сколько у него заслуг на почве русской литературы в изгнании. Пророком оказался Артур — роман Натан закончен еще в 2022году. Да и в Израиле писатель живет уже несколько лет до начала украинского кошмара.
Ну и последнее мое признание с надеждой на снисхождение.
Поразила Постановка на сцене не пьесы, а романа, практически читка текста, но превращенная в полноценный спектакль с продуманными аксессуарами, видео и светоэффектами, неожиданными ходами и тщательно подготовленными импровизациями — конечно без актеров такого масштаба как Анатолий Белый все звучало и пело бы не так…
Разными путями, но по одной причине, в Израиле оказалась критическая масса очень талантливых, трудолюбивых и уже умелых людей. И нам представляется уникальная возможность сейчас подставить им плечо, пожать им руку и помочь встать на крыло. А потом — да пусть летят, куда захотят! Если почувствуют здесь свет и тепло — останутся с нами, а если улетят — будут вспоминать нас с любовью.
Ольга Гельфанд:
И вот настал тот самый день — великолепный спектакль по роману Артур Соломонов (трагифарс, фантастический абсурд) при аншлаге (что неудивительно) ворвался в нашу жизнь!
Ирина Гордон:
Побывала вчера на премьере потрясающего спектакля «Натан» с Анатолием Белым, который в течении почти полутора часов общается с говорящим енотом Тугриком. Они ставят эксперимент над страной, изворачивая реальность, захватывая власть, устанавливая новые порядки и объявляя войны… Вся наша жизнь узнается в диалогах перонажей драматурга Артура Соломонова. И еще несколько лет назад было бы очень смешно от этого абсурда и фантасмагории, а сегодня — настолько болезненно узнаваемо, что от ужаса буквально бьет озноб. И вроде, хохочешь от иронии происходящего на сцене, но слезы вытираешь совсем не от смеха.
И еще енот украл у меня балетку — прямо с ноги! — отнес Натану, но тот, к счастью, попросил ее вернуть. А потом полосатый бросал публике печеньки — сработало, подкупил!))
Спасибо, Анатолий! Спасибо, Артур! Спасибо, Тугрик!
«За истинный союз еврея и енота!» (с)
Уверена, что впереди у «Натана» гастроли, и я искренне рекомендую увидеть этот спектакль своими глазами.
Татьяна Черномордина:
«Натан. Похождения еврея и говорящего енота» — спектакль по роману Артура Соломонова. Вот от него — спектакля в жанре «дичь», от игры Анатолия Белого (Натана Эйпельбаума) и Татьяны Марек( Енот Тугрик и режиссёр…по совместительству) сегодня под очень сильным впечатлением.
Такая дикая фантасмагория про наше время со всем его ужасом и сумасшествием.
Главный герой размышляет и всё время что-то предпринимает, чтобы «спасти страну». Круг его интересов, идей, проектов обширен, разнообразен и парадоксален — чего тут только не намешано: и с римским папой он встречался, и от Далай-ламы, церкви православной и даже от Тура Хейердала благодарности, награды и подарки получал. От его безумных проповедей люди дуреют и в порыве рвут загранпаспорта, «освобождаясь от ереси туризма», поклоняясь ему — самоварцу (восхваляющему » наше всеобщее прошлое», ратующему за «Закон о запрете будущего») — поселившемуся в огромном самоваре, переобуваются в лапти и берутся за плуг, вспарывая паркет в своих квартирах! Ух!
Женщины от него без ума. Любили, но он совсем один в тесной квартире на «Бабушкинской» со своими тремя пыльными папками, да ещё с одной огромной — с надписью «Разное» и секретными материалами…. И с другом-енотом Тугриком («рождённым в Гималаях для спасения России»), присланным в подарок всё тем же Далай-ламой.
Вот вместе с енотом они водку » Натановку» и пьют (а как тут выжить в этом безумии?) и идеологию отбрасывают — царизм отвергают, марксизм посрамляют, капитализм осмеивают, космополитизм так и вовсе » выкидывают на свалку истории» и пр., и пр….
Совсем страшно становится, когда Натан после недели, проведённой в Кремле и банях (под Царь-пушкой) с кремлёвской элитой и министрами, сильно любящими Россию, становится агрессивно-властным и уверенным, что пора воевать и завоёвывать… и от «тотального тупика» переходить к «тотальному превосходству»… Ну, тут даже енот Тугрик, который только глазами общался, начинает говорить в голос!
Короче…. Сильно. И страшно… И мы все в таком » безнатанье»…
Разве что… надежду вселяет фраза, что «такая тьма может быть только предрассветной… «
Ну, и роман почитать бы…. Ещё бы….
Спасибо, Артур Соломонов
Анатолий Белый — сильная работа! Низкий поклон.
Фото Богдан Щербаков и Лев Гельфанд
Ваш комментарий будет опубликован сразу после модерации.