Прага. Kulturus. Эжен.

15 декабря пражский фестиваль «Kulturus» завершился театрализованной читкой пьесы Артура Соломонова «Эжен и Самюэль спасаются бегством».
В читке приняли участие известные журналисты Фарида Курбангалиева и Ольга Бешлей, политолог Александр Морозов и народный артист Украины Станислав Москвин.
Перед показом Артур Соломонова написал:
«Как Эжен и Самюэль утекли».
Примерно так на чешском звучит название пьесы про Эжен и Самюэля, супружескую пару, которая тщетно ищет место на планете, где уж бог с ней с волей, но пусть был бы хоть покой… Эту пару завтра в Праге сыграют Ольга Бешлей и Александр Морозов: фрагменты сегодняшней репетиции запечатлены Anton Litvin, создателем фестиваля Kulturus, в рамках которого и состоится читка.
Роль Специалиста по бегству — то ли мошенника, то ли черта — который помогает героям Бешлей и Морозова перемещаться по свету, сыграет народный артист Украины Станислав Москвин.
А Фарида Курбангалеева … впрочем, пусть это будет сюрпризом ))
Самый художественный пост-приглашение, почти рассказ написала журналистка и писательница Ольга Бешлей:
— Ты совершенно не изменилась, — первым делом сказал Артур Петрович, когда мы увидели друг друга по зуму. — А ведь мы знакомы уже…десять лет?
Я хотела ответить, что он выступил весьма предсказуемо для мужчины своего поколения, потом сама чуть не ответила в духе «Ой, да брось, льстец», но вовремя кринжанула: даже если внешне я, и правда, поменялась не сильно, внутри после тридцати лет как будто очнулись от затяжного сна субличности, подцепленные ещё из советских фильмов о мужчинах и женщинах.
Десять лет назад я куда больше материлась, стараясь скрыть смущение, при любом удобном случае пила коньяк и виски, чтобы придать себе храбрости рядом с мужчинами, и курила по две пачки в день, стараясь хоть немного походить на всех журналистов разом.
Писатель и драматург Артур Соломонов десять лет назад был целым отделом культуры: в том смысле, что весь отдел культуры журнала, где мы работали, состоял из него одного. И поскольку каждому отделу полагался свой кабинет, в распоряжении Артура Петровича находилась значительная редакционная площадь с дверным замком.
Ещё у него всегда при себе был свой, а не редакционный коньяк, отменное чувство юмора и неимоверный дипломатический талант: пожалуй, только в его кабинете и можно было укрыться от начальства, которое хаотично передвигалось по офису в поиске пятничных жертв — по пятницам редакция сдавала номер в печать, и почти никогда это (в общем-то предсказуемое) событие не происходило вовремя, без шокирующих неожиданностей и трагических инцидентов. Например, увольнений.
В понедельник, держа в руках свежий номер журнала, я не могла отделаться от ощущения, что номер вышел в печать чудом, и второго такого чуда моя психика больше не выдержит. Но в следующую пятницу все повторялось.
Отдел культуры — в лице Артура Петровича — сдавал материалы вовремя, сидел тихо и как-то всегда умудрялся лавировать между сциллами и харибдами редакционной жизни. Он с удовольствием делился своей мудростью по налаживанию жизни, которой я не внимала, а также справедливо рекомендовал бросить к чертям моего бойфренда, издевательски называя его старичком-лесовичком из-за почтенного возраста и неопрятной бороды.
— Да чего ты переживаешь? Да все нормально будет, — кошачьи интонации в его голосе успокаивали, пока мы сидели за запертой дверью кабинета отдела культуры, а из коридора раздавались вопли и причитания не спрятавшихся корреспондентов. — А если не будет, то ничего не поделаешь! Придется пережить! «Легко тебе говорить», — думала я, уверенная, что при реальной опасности Артур Петрович просто растает в воздухе, поблескивая очками, оставив после себе один сигаретный дым.
И вот, спустя десять или сколько там лет, когда нет уже той редакции, той страны и того мира, в котором мы находили возможность укрыться хоть от каких-то невзгод, когда все мы раскиданы и разбросаны, когда ничего уже не нормально и никогда не вернется к той относительной нормальности, какой мы ее знали, Артур Петрович пишет пьесу — «Эжен и Самуэль спасаются бегством». В ней супружеская пара желает бежать из охваченной то ли войной, то ли революцией страны. А на помощь им приходит гениальный Специалист по бегству (его роль офигительно исполнит Станислав Москвин), в котором я не могу перестать угадывать самого Артура Петровича.
И мне в читке этой пьесы, которая скоро состоится в Праге, досталась роль бедной Эжен — испуганной, вечно юной женщины, чей возмутительный муж Самюэль кому угодно проест мозги своими философскими рассуждениями (его роль метко читает политолог Александр Морозов). И над которым Специалист по бегству не устает издеваться, придумывая ему самые унизительные прозвища.
Я не могу перестать смеяться над этой пьесой и её персонажами. И над тем, как идиотски соседствуют искусство и жизнь.
Что ж, помочь сомневающимся интеллигентам не так-то просто даже в реальности. В трагифарсе Артура Петровича проблема выглядит и вовсе неразрешимой: куда бежать, если безумием охвачен весь мир?
Есть ли выход и куда он ведет — узнаете, уже сидя в зале.
Читка в Праге состоится 15 декабря, по адресу Vocelova 602/3 — это Dům Národnostních menšin. Начало в 19:00.
Рекомендуемый донат за вход — от 250 крон.
Вырученные средства пойдут на помощь пострадавшим украинским семьям.
Приходите! И делайте репосты, зовите друзей.
В ходе пьесы вы также услышите бесподобные журналистские интонации Фарида Курбангалеева, которая станет нашим проводником в новостях обезумевшего мира, а также узнаете, как мог бы выглядеть наш с Александром Морозовым сын, если б такое несчастье могло случиться — отпрыска Эжен и Самуэля сыграет Георгий Евстафьев.
После показа
Фарида Курбангалиева написала на своей странице:
Больше года назад я делала для “Репаблика” интервью с драматургом Артур Соломонов — в числе прочего, оно касалось его пьес “Frаu N” и “Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича”, которой тогда с успехом шли у нас в европах. Артур тогда пообещал, что обязательно еще раз привезет какую-нибудь свою пьесу в Прагу, а я робко заметила, что “если что, я тоже как бы готова попробовать себя в роли актрисы…”
И вот “если что” наступило. В это воскресенье в Dům národnostních menšin Praha пройдет читка новой пьесы “Эжен и Самюэль спасаются бегством”. Честно говоря, актриса из меня никакая, и я считаю, что Артур был очень добр ко мне, предложив роль ведущей (в том числе, и новостей) — то есть фактически самой себя.
Зато все остальные мои коллеги по сцене играют просто превосходно. Так что, дорогие пражане, милости просим на наш спектакль, и уверена, что никто из вас не будет спасаться бегством во время просмотра.
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Материал опубликован

Ваш комментарий будет опубликован сразу после модерации.

Оставить комментарий