Премьера трагифарса в Тбилиси

В Тбилиси 4 октября 2022 года состоялась премьера спектакля по трагифарсу «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича».

Спектаклю дали название Stalin 24.

Премьерные спектакли — больше 10 — прошли при аншлагах, о спектакле писала как грузинская и европейская, так и российская пресса.

Постановка Sergo Kenia
Художник Nina Kalatozi
Хореография Виктории Фатун
В ролях:  Теона Дольникова, Георгий Рыбаков, Никита Дворянченко, Андрей Бибиков, Михаил Селищев, Рахматулла Амиров, Григорий Лайков, Алексей Любимов
При участии Идрака Мирзализаде

Афиша спектакля

Мы публикуем некоторые отзывы в социальных сетях.

Спектакль “Zталин24” по пьесе Артура Соломонова сделан интернациональной командой и в этом его отдельная сила и соль. Но об этом чуть позже.
С самой пьесой «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» познакомилась я в начале 2019 года и уже тогда она вписывалась в текущую картину событий как влитая. Но по нынешним временам, когда худрук театра Ермоловой Олег Меньшиков как ни в чем не бывало сидит при соответственном антураже где-то в фойе или своем кабинете и вместе с ментами подписывает договор о сотрудничестве – это уже на уровне Сорокинских “Опричников” и путиноидно-охлобыстинского шабаша: реальность решается переплюнуть ее художественное осмысление.
Поэтому то, что в драматургии должно было вызывать смех, сейчас вызывает напряжение. Абсурд перестал быть абсурдом, а стал действительностью. Кстати, в верхнем углу сцены висела фигура – манекен с телевизионной антенной на голове и весами, на одной чаше из которых был груз, а на второй – нет, но при этом обе чаши находились на одной линии – ровно как действительность и абсурд сейчас – на одном уровне. Но суть театра в способности увидеть жизнь со стороны и прочувствовать то, на что в повседневной жизни не всегда хватает времени, наблюдательности, контекста.
“Zталин24” полон находок.
Пьеса раскрывается и звучит так же гротескно, как и была задумана, но отдельные ее детали подсвечивают режиссерские и актерские ходы. Это спектакль в спектакле, в котором отзеркаливание ситуаций и матрешкообразная конструкция саму форму произведения превращает в постиронию.
Первый роман Артура Соломонова, ставший позже основой одноименного спектакля, “Театральная история” создан в том же авторском стиле, что и «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича». В этом смысле эта пьеса является продолжением исходной аксиомы: раз мир весь театр, а мы в нем лишь актеры, то давайте на примере театра и рассмотрим болезни общества. И если в “Театральной истории” захватить сцену и режиссерское кресло – место творца и повелителя – стремились попы, — а если вспомнить контекст, роман вышел в 2013 году, через год после того как в храме Христа Спасителя прозвучал панк-молебен «Богородица, Путина прогони», — то к 2019 году в «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» захват сцены логично уже стал прерогативой “первого государственного лица”. Так было и в реальной жизни: сначала РПЦ санкционировало насилие и агрессию, а с ее подачи Кремль перешел к действиям.
Театр в произведениях Артура Соломонова – именно такой, каким его знают люди, дышавшие пылью закулисья. И именно такой театр вызывал и вызывает у меня отвращение. Альтернативой именно такому театру были Гоголь-центр, театр Практика и Театр.DOC.
В этом смысле и Уильям Шекспир, и Артур Соломонов безусловно правы: в театральной среде все человеческие пороки вскрываются чертовски выпукло, так, что можно с них и слепок делать.
Весь этот серпентарий с доносчиками и диктаторами – театр жизни.
Поэтому, когда по окончанию спектакля актеры Komli Theatre грузинские, русские, украинские и беларуские, вместе с режиссером Серго Кения выходят с плакатами на родном языке, где написаны какие-то простые истины, одна из которых “Не забывайте, что вы люди”, театр выключается и остается голая жизнь, и от этого контраста умозрительной игры и взаправдашней человеческой боли, накрывает очень сильными эмоциями и слезы становится трудно сдержать.
Поздравляю всех причастных! Это такой театр, который действительно нужен.
P.S. Как крепостной театр ушел на задворки истории, так и гнилые стены тюрьмы народов окончательно рухнут, превратившись в труху.
Теона Дольникова (Валентина) и Рахматулла Амиров (молодой Сталин)
Была на премьере спектакля Stalin 24 в театре им. Грибоедова! Утрированная история страха перед любой властью! Потрясающий юмор! Драматург- Артур Соломонов , режиссёр — Sergo Kenia , художник — Nina Kalatozi ! Спасибо авторам и актёрам за то, что, при просмотре спектакля, мы, зрители, ещё раз выдавили из себя сталинизм! Carthago delenda est!

Человек из Министерства (Андрей Бибиков) и Сталин — Вольдемар (Егор Рыбаков)

 

Интервью с исполнителями ролей Сталина и Ленина:
Егор Рыбаков (Сталин):
Спектакль «#сталин24» для меня стал настоящим спасением. Уже давно я не могу продолжать свою деятельность в родной стране. Спектакль дал мне возможность по-настоящему быть как личность, актер и профессионал, — продолжать своё дело.
До 2012 года я активно участвовал в политических событиях России, после — стал искать возможности уехать из страны. Теперь, оказавшись на другой, прекрасной земле, настоящее счастье обрести себя и коллектив единомышленников, с которыми могу продолжать зажигать сердца людей. Даже просто отвлечь от происходящих событий, считаю важным.
Мечтаю поехать с нашим спектаклем в Украину, в мою родную страну. Я украинец наполовину. Я верю, что мы приносим пользу и верю, что наше дело никто не заменит. Мы действительно должны использовать все наши навыки на все на 100%.
Михаил Селищев (исполнитель роли Ленина):
«Все веселее будет, а то у меня там скука смертная… Ходят, пялятся и молчат… Тишина жуткая, нерушимая…»
Я выбрал цитату своего персонажа, хорошо подчеркивающую ситуацию в России. Огромное количество россиян несогласны с ситуацией в мире — войной, Путиным и его действиями, но им приходится молчать.
Моя позиция в том, чтобы говорить о проблемах и решать их. Я уехал из России со своей женой. Этот спектакль для нас — высказывание, то, как мы умеем это делать.
Михаил Селищев (Ленин) и Григорий Лайков (Берия)

Пресса:

Статья в Петербургском театральном журнале

http://Репортаж на портале «Сова»

Интервью исполнителя главной роли Егора Рыбакова

Статья в Deutsche Welle (DW) о премьере и интервью с создателями спектакля

Интервью Марии Макаровой о тбилисской премьере и закрытии спектакля в Челябинске

 

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Материал опубликован

Ваш комментарий будет опубликован сразу после модерации.

Оставить комментарий