Биография

артур соломонов

Артур Соломонов — писатель, журналист, драматург, театральный критик. Родился в 1976 году в Хабаровске в семье профессоров. В 1993 году приехал в Москву и, успешно сдав экзамен по японскому языку, поступил на театроведческий факультет ГИТИСа на курс Натальи Крымовой. После окончания института сотрудничал с изданиями газета «Газета», «Известия», возглавлял отдел культуры в журнале The New Times, работал на телеканале «Культура». Автор несколько сотен колонок о театре и рецензий на спектакли, а также интервью с ведущими российскими и европейскими деятелями театра.

В 2010 году ушел со всех работ и уехал в Индию, где начал писать свой первый роман «Театральная история».

Роман вышел в 2013 году в издательстве «Альпина нон-фикшн» и несколько месяцев держался в десятке бестселлеров русской современной прозы (по данным книжного магазина «Москва»).

На разных московских площадках презентации романа провели актеры Максим Виторган, Алексей Девотченко, Павел Любимцев, Антон Кукушкин (театр «Практика»), молодые актеры МХТ.

О романе вышли материалы в Forbes, Snob, The New Times, всего более ста рецензий, новостных материалов и интервью с автором как в России, так и за рубежом. Рецензию на роман опубликовало немецкое издание Die Tageszeitung.

Интервью с А. Соломоновым вышли на интерактивном телевидении Ситивизор, на интернет-портале «Частный корреспондент», на «Четвертом Канале» (Екатеринбург), «31 канале» (Челябинск), на телеканале «Губерния» (Хабаровск), на ВГТРК-Новосибирск, на Новгородском Областном Телевидении, в Независимом Международном Издании «Кругозор», — всего более ста рецензий и бесед с автором в российских и зарубежных СМИ. На сайте «Православие и мир» вышла статья иеромонаха Никанора Лепешева.

По приглашению организаторов Артур Соломонов провел несколько презентаций на Бродвее в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Цюрихе, Вене, Львове и в городах России: Челябинске, Хабаровске, Тобольске, Кисловодске, Новосибирске, Пскове, Екатеринбурге, Орле, Петропавловске-Камчатском, на книжной ярмарке в Красноярске.

В 2014 году был напечатан второй тираж романа, а в 2016 — третий. Предисловие к роману написали Людмила Улицкая и Лия Ахеджакова.

Летом 2015 года в Москве с большим успехом прошла премьера спектакля по роману.

В 2016 году пьеса Артура Соломонова «Благодать» получила приз VIII биеннале современной драматургии в номинации «Пьеса на общественно-политическую тему». В конкурсе участвовали более 500 пьес из 14 стран.

Весной 2014 года в Москве в Боярских палатах при СТД РФ пьесу «Благодать» поставил режиссер Сергей Левицкий. В марте 2019 года режиссёр Ильшат Мухутдинов осуществил постановку пьесы на сцене Буинского Государственного Драматического Театра. (интервью режиссёра: «Черт возьми, а ведь это правда!»)

В ноябре 2021 года пьеса «Благодать» была опубликована в журнале «Лиterraтура».

В 2019 портал Сноб опубликовал трагифарс Артура Соломонова «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича». Первая сценическая читка состоялась в Театре.doc. В главных ролях Максим Суханов и Юлия Ауг. Он-лайн трансляцию читки организовал сайт МБХ-медиа.

Книжный магазин Москва
Книжный магазин Москва

О трагифарсе написала авторитетная швейцарская Neue Zürcher Zeitung (Der russische Bühnenautor Artur Solomonow erkundet den Stalinismus in uns allen), а немецкое общенациональное радио Deutschlandfunk открыло сюжетом о пьесе выпуск новостей  (Personenkult in Russland Warum Stalin in Russland wieder wichtig wird.)  Программа, посвященная пьесе, вышла в прямом эфире радио Эхо Москвы (Образ Сталина в искусстве: великий или ничтожный?). Также Артур Соломонов был приглашен в качестве гостя на прямой эфир радио «Свобода».

Спектакль «Театральная история» и сценическая читка пьесы «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» были включены в программу Международного театрального фестиваля «Камерата» и Международного театрального фестиваля «Европейская весна»

В связи с карантинными мерами в Архангельске сценическая читка была перенесена на осень и состоялась в октябре 2020 года; Артур Соломонов был приглашен в качестве гостя на телеканал «Россия 24».

В сентябре 2020 года пьеса «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» была полностью опубликована в журнале Диалог (Dialog) — единственном в Польше периодическом издании, посвященном современной драматургии. Также, отрывки из английского перевода пьесы были опубликовано в международном литературном журнале Asymptote.

Актеры из Калифорнии, не дожидаясь конца пандемии, выпустили онлайн-спектакль «How We Buried Josef  Stalin». Премьеру спектакля они они предварили роликом, где рассказывалось о том, что произошло с пьесой с момента ее написания. Спектакль выложен на сайте калифорнийской театральной компании Ross Valley Players.

В феврале 2021 года в Челябинском Государственном Драматическом Камерном Театре состоялся премьерный показ спектакля «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» (режиссер Виктория Мещанинова). Премьера ознакоменовалась протестами местной коммунистической организации.

Челибинские коммунисты угрожают сорвать спектакль

Скандальный опус бездарей

Постановка в Челябинске привлекла значительное внимание местных и федеральных СМИ.

Аргументы и факты: «Будет не до смеха» Писатель Артур Соломонов о возвращении страны в прошлое

Сталин в Камерном

Собеседник. Артур Соломонов: Мы так и не попробовали жить без твердой руки

Эхо Москвы: «Тиран-строитель» и «палач-герой»: российское общество в зеркале трагифарса Артура Соломонова

В январе 2022 года трагифарс «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича»  опубликован на английском, немецком и русском языках в австрийскои издательстве «Danzig & unfried», в серии «Greyhound Edition». Информация о готовящемся издании была опубликована в журнале Театр.

Премьера в Театре.doc состоялась 26 февраля 2022 года. Поскольку премьера совпала с началом войны, она стала своеобразным театральным исследованием на тему возникновения тоталитаризма, современного сталинизма и трагическим последствиям этих, происходящих с российским обществом, перемен.

О премьере писали не только российские, но и зарубежные СМИ: немецкая Die Tageszeitung, австрийская Wiener Zeitung, шведская Expressen, польская газета Wyborcza.

В октябре 2022 года состоялась премьера спектакля в Тбилиси. Состав участников интернациональный: это бежавшие от диктатур актеры граждане РФ, Беларуси и Туркменистана, а постановочная команда (режиссер Серго Кения и художник Нина Калатози) — граждане Грузии. Постановка вызвала большой общественный резонанс, и с тех пор спектакль проходит при неизменных аншлагах.

В ноябре 2022 в Праге в рамках фестиваля «Kulturus» состоялась читка трагифарса. Роли исполнили известные писатели, поэты и общественные деятели — Виктор Шендерович, Александр Дельфинов, Ольга Романова, Александр Морозов и другие. Читка прошла при полном зале и стала самым заметным событием фестиваля. Средства были направлена на помощь беженцам из Украины.

В декабре 2022 года Театр. Doc провел «Фестиваль пьес Артура Соломонова» — помимо «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» публике были представлены «Театральная история» и «Благодать».

В январе 2023 года в Черногории состоялись читки трагифарса «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича», в которых приняли участие актеры, а также музыканты, общественные деятели и журналисты: Марат Гельман, Михаил Борзыкин, Виктория Ивлева и Александр Морозов. Уникальность этой читки в том, что в ней сыграли украинские актеры: заслуженный артист Украины Виктор Кошель и Катарина Синчилло. Все средства были направлены в фонд «Пристаниште», который помогает беженцам от войны из Украины, а  также политическим эмигрантам из Беларуси и России.

4 марта 2023 года в Берлине состоялась читка пьесы в постановке Филиппа Григоряна, а роли исполнили Максим Суханов, Никита Кукушкин, Александр Горчилин, Варвара Шмакова и другие. Часть средств была отправлена в помощь Украине.

8 марта в Тель-Авиве состоялся «Концерт для 12 персонажей» по трагифарсу. Роль Сталина исполнил знаменитый актер, покинувший Россию после войны — Анатолий Белый.

В конце марта прошла читка пьесы в Риге. Главную роль исполнила звезда советской и российской сцены — Александр Филиппенко. В читке приняли участие  профессиональные актеры, а также журналисты и общественные деятели, выступающие против войны: Антон Долин, Кирилл Набутов, Анна Монгайт, Шамиль Хаматов, Татьяна Лукашенкова, Анатолий Фечин, Максим Терлецкий.  Все средства были направлены на приобретение гуманитарной помощи Украине: почти 14 тонн продуктов были отправлены украинским семьям.

В мае 2023 года в Австрии был издан новый роман Артура Соломонова «Натан. Расследование в шести картинах» о похождениях Натана Эйпельбаума и говорящего енота по имени Тугрик.

В конце мая 2023 года состоялась читка в Вильнюсе, главную роль также исполнил Александр Филиппенко, а его партнерами стали певица Монеточка, Татьяна Фельгенгауэр, Дмитрий Низовцев и другие.

В сентябре прошла благотворительная читка в Барселоне. Главные роли исполнили Александр Феклистов, Татьяна Лазарева, Евгений Киселев и другие.

В декабре состоялась читка в Берлине с участием Максима Суханова, Татьяны Лазаревой и Александра Дельфинова.

Также были проведены благотворительные читки отрывков из нового сатирического романа Артура Соломонова «Натан». Главную роль исполнил Анатолий Белый. Режиссер — Татьяна Марек. Читки прошли в Тель-Авиве (август) и Вене (сентябрь).

Была сыграна премьера спектакля «Frau N» по мотивам интервью Артура Соломонова с пожилой жительницей Берлина, судьба которой полностью совпала с судьбой нацистской Германии: она боготворила Гитлера, и только после того как война была проиграна, Frau N медленно и болезненно начала осознавать масштаб совершенного Германией преступления. Главные роли исполнили Ольга Романова и Александр Плющев. Премьера состоялась в Берлине в сентябре (режиссер — Татьяна Марек). Средства были направлены в помощь Украине.

Средства с читок в Риге, Вильнюсе, Барселоне, Тель-Авиве, Берлине и Вене были отправлены в украинский центр «Марлог»; на них были приобретены десятки тонн продуктов питания и отправлены на деокупированные территории Херсонщины и Харьковщины, а также в прифронтовые города Донецкой области:

https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=pfbid0364Wi6eh541HWJEtzfopw3hoEexfvXvHupN83Pahzd57X3jbxotMKdWNNnh1M9eKol&id=100081570934252&mibextid=UyTHkb

В декабре в Берлине состоялась благотворительная читка нового трагифарса А. Соломонова «Эжен и Самюэль спасаются бегством». Роли исполнили: Максим Курников, Александр Дельфинов, Ольга Романова, Алексей Дедоборщ. Партнером и организатором выступил израильский продюсерский центр «New Art Production».

 


Дополнительные материалы и интервью.

Война — это следствие диктатуры

Мир как консервный нож

Просмотр патриотических снов плохо заканчивается

Театр преображает и даже деформирует тех, кто в нем служит

Абсурд крепчает. Эфир на радио «Свобода» о новом романе «Натан». Участвуют Анатолий Белый и Ольга Романова

Война это следствие диктатуры. Интервью «Новой газете — Европа»

Наша жизнь говорит на языке трагифарса

Основная национальная идея — «все по фигу»

 

 

 

 

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс