«Отче наш, как же мы допустили?!»

20 июня в центре Высоцкого на Таганке состоялась премьера спектакля по роману Артура Соломонова «Театральная история». На этот раз — полная версия, в которой представлены все театрально-любовно-церковные страсти и линии.

Ниже — фотографии (спасибо Роберту Вартанову), отзывы зрителей (спасибо всем, кто нашел время написать о своих впечатлениях), а также рассказ режиссера Искандера Сакаева о том, как создавался спектакль, его «созвучии с сегодняшним днем», одержимости театром и «предательстве от любви».

Спектакль по роману "Театральная история"
«Какая кара страшнее всех? Быть непризнанным актером».
Спектакль по роману "Театральная история"
«Саша! Ты в поисках настоящей любви влюбился на сцене? Влюбился в мужчину?» В роли Александра — Филипп Котов, Наташа — Алевтина Даниленко.
Спектакль по роману "Театральная история"
«Я ведь не только критик, я пишу статьи и против правительства, и за него, за оппозицию, и против нее… Я противоречив, я хаотичен, я непоследователен, как сама жизнь». В роли Иосифа — Иван Лакшин.
Спектакль по роману "Театральная история"
«Карлику верить в Бога даже как-то неприлично. Слишком уж большая идея». В роли господина Ганеля — Вано Миранян.
Спектакль по роману "Театральная история"
ОТЕЦ НИКОДИМ: Нам нужен православный театр. Первый в истории России. И мира. ИППОЛИТ КАРЛОВИЧ: А может, тебе лучше заняться православной нефтедобычей? В роли отца Никодима — Александр Карпенко, Ипполит Карлович — Николай Разуменко.
Спектакль по роману "Театральная история"
«Вот закрою глаза, и встают передо мной тысячи предателей. Это публика, многоголовая изменница». В роли режиссера Сильвестра Андреева — Денис Яковлев.

 

Спектакль по роману "Театральная история"
«Как ты мог поверить, что такое случилось со мной? Ты так быстро меня забыл?» В роли Сергея Преображенского — Антон Даниленко.
Спектакль по роману "Театральная история"
«Я ошибался. Если не заниматься злобой дня, наши дни станут еще злее».

Спектакль по роману "Театральная история"

Алексей Кабешев
Руководитель проекта Алексей Кабешев

 

Искандер
Искандер Сакаев с Алевтиной Даниленко (Наташа) и Филиппом Котовым (Александр)

Режиссер Искандер Сакаев:

«Я перестал стесняться своей одержимости»

Одной из главных моих задач было – сохранить  энергию и стиль текста.  А стиль это, возможно, самый важный элемент «Театральной истории». Это боль, прикрытая иронией. Рана, на которую наложена повязка, рана совсем не надрывная, напротив, она маскируется, она делает вид, что ее как бы и нет. И это противоречие – между внутренней болью и внешней лёгкостью – я стремился передать на сцене.

Этот роман переформатировал меня как режиссера. Я ведь в большей степени формалист, а этот  текст заставил меня погрузиться на большую глубину, от многих режиссёрских привычек отказаться, многое в себе перестроить. Я так плотно, долго и нудно — в хорошем смысле этого слова – никогда не работал с актерами «за столом», разбирая характеры персонажей, погружая их в мир романа и погружаясь в него сам.  В романе очень мощная психологическая составляющая, герои противоречивы, непредсказуемы, в некоторой степени даже нездоровы, и это требует все более и более глубокого погружения – в текст, в персонажа, в артиста.  Чтобы, в первую очередь, заразиться одержимостью, ведь здесь все герои одержимы – собой ли, своим творчеством, своими  безумными идеями, своей любовью… Одержимость — сквозная линия, на которую нанизываются персонажи, нанизывается сюжет.  Я, кстати, перестал стесняться своей одержимости —  да, я тоже не вполне нормальный, и также шизофренически одержим  театром, как один из героев романа, режиссер Сильвестр Андреев. Но вне этой одержимости невозможно реализоваться.

Мне близок не только мой коллега Сильвестр Андреев. Я прекрасно понимаю и Александра, который мучается от  непризнанности, который робок и вместе с тем готов на все ради исполнения своей мечты, ради славы. Я даже отчасти понимаю отца Никодима, потому что если у тебя нет возможности реализоваться  творчески, ты начинаешь создавать химеры и служить им. Понимаю даже предательство Иосифа, которое происходит от колоссальной любви и уважения к Сильвестру: так люблю, так люблю, что ну должен же я хоть что-то сделать! Предам, раз больше ни на что не гожусь…

Я говорил бы не об актуальности романа. Это слово слишком поверхностное.  Я бы говорил о  созвучии романа с сегодняшним днем. «Театральная история» попадает даже не в десятку, а в самый центр десятки. Роман написан несколько лет назад,  но одна из главных его тем – вторжение церкви в театральную жизнь, даже в каком-то смысле конкуренция между церковью и театром – стала особенно актуальной именно в этом году. Как и доносительство  – на театры, на режиссеров —  пышным цветом расцвело совсем недавно. В «Театральной истории» есть такой доносчик — он пристально следит за моральным обликом режиссера,  за соответствием его спектакля критериям нравственности. И если видит «непорядок» — докладывает куда следует, что «в театре творятся вещи возмутительные». В этом смысле роман опередил время.

Совпадение текста с сегодняшним днем порой настолько сильное, что мы в спектакле стараемся  его немного сгладить. Мы пытаемся быть немного над схваткой. Ведь мало хорошего в том,  что театр  пытается воцерковиться, а церковь — руководить театральным процессом. Мне кажется, каждый должен своим делом заниматься, и тогда обеим — почему-то конкурирующим организациям — будет хорошо.

Важно, что этот роман не только о театре,  не только о столкновении театра и жизни, столкновении трагическом и комическом одновременно.  Он — о необходимости тянуться к чему- то большему, чем твоя уже устоявшаяся жизнь. О необходимости превозмогать и преодолевать самого себя. Все герои романа одержимы желанием стать чем-то большим, чем-то иным, выйти за свои пределы. Возможно, еще и поэтому роман так повлиял на меня как на режиссёра. Дело в том, что бывает «современная», и бывает «литература». Очень часто это не совпадает. А этот роман – редкий случай такого совпадения: это современная литература, причем очень хорошая.

Book_banner780x290

Отзывы зрителей

Восхитительная премьера «Театральная история» по роману Артура Соломонова! Автора!!! Тонко, хлёстко, смело!

Мария Малыгина


Все — на премьеру! Я давно разлюбила драматический театр, чтобы полюбить его вновь — сегодня. На фото — гениальный, техничный, пластичный, прекрасный актер Денис Яковлев в главной роли — режиссера некого спектакля, который (сюжет пьесы) ставят молодые актеры. Однако жанром «театр в театре» (существует и кино в кино, вроде «8 с половиной» или «Американской ночи» спектакль не исчерпывается). У него много планов, есть и второй, и третий. Юмор — не площадной. не на потребу, скорее — высокая ирония. Каковая — не только в самом тексте, но интонационно сыграна актерами. Написанный 4 года назад, роман Соломонова предвидел нынешние реалии — тяжелую поступь теократии, гибель искусства под напором цензуры, извращение самой сути искусства. Ну, и так далее.
Рекомендую.

Диляра Тасбулатова

Мне повезло сегодня увидеть самый первый спектакль, а вам 4 июля повезет увидеть самый второй. Советую очень. На самом десятом так уже не играют.
Декораций ноль, бутафории никакой, костюмы простейшие — и ежеминутное ощущение чуда.

Марина Вишневецкая

 

Что знает зритель о театре?
Чаще всего мы видим лишь вершину айсберга: цветы, аплодисменты, признание. Но какова цена успеха? Какой адский труд, какие усилия и интриги стоят за постановкой спектакля? Сколько трагедий скрывает театральное закулисье – «каменоломня» для всех, кто ему служит? Особенно в наше время, когда цензура, деньги и церковь пытаются диктовать свои «правила игры», подчас уничтожая и коверкая искусство как таковое…
Ответы на все эти вопросы я нашла вчера, побывав на премьере спектакля «Театральная история» по одноименной книге Артура Соломонова. Спектакль о современном театре, честный, откровенный, провокационный и смелый.
На два часа меня просто бросили в водоворот сюжета, перекрутили, скомкали, сломали, перемололи, а потом воссоздали заново. И наверно, теперь я уже не смогу быть простым театральным зрителем, как будто автор романа
Артур Соломонов, режиссер спектакля Искандер Сакаев и актеры открыли мне истину, которая всегда была спрятана за плотным занавесом.
Iskander Sakaev, Вы – гений! Я не знаю, как Вы это делаете – сочетаете несочетаемое: бешеную динамику спектакля, даже хулиганство и бунтарство, с лирикой, пробирающей до слез. При минимуме декораций и грима доводите до максимума накал чувств и эмоций. В первом акте я смеялась до слез, во втором акте это были слезы горечи и боли. Боли не только за судьбу героев, но и за судьбу театра в России сейчас.
Актерские работы хороши, отдельное спасибо Филиппу Котову и Денису Яковлеву – это было очень сильно!
Ничего не буду говорить о сюжете – надо прочитать и посмотреть! Услышать и задуматься! Обязательно всем, кто любит театр, и в особенности всем, кто мечтает связать свою судьбу с театром!
С премьерой!

Katy Queen

… Было непросто. Потому что есть разные книжки в жизни — бесспорно великие, те которые надопрочитатьобязательно, приятныепрочитализабыл, а есть любимые.
С «Театральной историей» у меня очень личные отношения. Это книжка, с которой я проезжала нужные станции метро). То есть книжка, попавшая в разряд «любимые». И, конечно, я уже присвоила себе любимых героев, и все картинки были перед глазами , и персонажи, и то детское чувство, когда ты живешь в книжке, как в построенном для кукол домике, и то еще, очень интимное -необходимости делиться этим с другими. Ревнивое.
С кем-то из персонажей согласилась и узнала, кого-то меньше.
Но потом подумала-надо уметь отпускать любовь на волю). И хочется пожелать Артуру Соломонову, чтобы его замечательную книжку ставили много и разные! Что-то мне подсказывает, что он не будет обращаться с запросами в инстанции о верности трактовок).
Артур, со смелой премьерой!!! Любим!!!!

Катя Светличная

Друзья, вы должны это увидеть!!!
Недавно посчастливилось быть на предпремьерном показе потрясающего спектакля! Это было невероятно круто, сильно, мощно и по-настоящему! Постановка Искандера Сакаева и потрясающая игра актеров делает каждого зрителя участником этой реальной истории.

Svetlana Lebedeva

Вчера, 20 июня, несмотря на унылый проливной дождь на улицах Москвы мы, простые зрители, стали частью яркой, зрелищной, увлекательной «Театральной Истории» на сцене Музея им. В.С. Высоцкого.
Спасибо, Артур Соломонов! Спасибо за то, что подарил книгу, окунул с головой в закулисный мир театра. Спектакль получился удивительный, режиссерская работа — достойна восхищения, актеры передали столько энергии залу, что думать и говорить после спектакля можно было только о ней, о «Театральной истории».
Режиссеру — низкий поклон. Перед автором — снимаю шляпу. Спектакль прошел с большим успехом…
Артур, обязательно надо сотворить продолжение! Не останавливайся на достигнутом, вперед!!!!

P.S. Дорогие мои, хорошие, кто хочет увидеть чудо своими глазами и попасть на спектакль «ТЕАТРАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ» — это еще можно сделать 04 ИЮЛЯ, в том же Музее им. Высоцкого, в 19ч. Билеты здесь —
https://www.facebook.com/PenguinsGang.
Рекомендую не затягивать с бронированием билетов — зал небольшой, желающих довольно много….
P.P.S. а те, кому лень идти в театр, или кому не достанется билетов — можно купить книжку и прочесть ее залпом, уютно устроившись на диване…

Pauline Shleeva

Роман "Театральная история" Артура Соломонова - купить с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru Роман «Театральная история» Артура Соломонова — купить с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru

А все-таки здорово ходить на предпоказы. Вот, например, премьера «Театральной истории» по роману Артура Соломонова только 20-го, а я уже знаю, что это — хороший спектакль, в котором мой прекрасный друг актер Yakovlev Denis превзошел сам себя. Я очень рада, что встретились роль, артист и режиссер — и получилось нечто действительно захватывающее. Смешно, резко, неожиданно и о-о-очень актуально.

Анна Хрусталева

Абсолютное удовольствие от увиденного не давало мне уснуть всю ночь….. Мощная литературная основа!  Умелая драматургическая проработка! Точное режиссерское решение! Абсолютная актерская самоотдача!
Каким-то чудесным образом в этой работе сплелись главные составляющие театрального успеха!
Впервые за всю жизнь меня накрыла зависть!
Когда, едучи со спектакля, позвонила подруге и призналась в этом, она недоуменно заметила: «Зависть? У тебя???? Да, ты ж не умеешь завидовать!!!!!»
Умею! Еще как умею, оказывается!!!!
И — АХ!!!! Какое же это сладкое-мучительное и могучее чувство!!!! ….заставляющее двигаться вперед и мобилизующее все свои собственные силы для ответного удара на творческом ринге!!!!!
В этом спектакле есть многое, что хотелось бы отметить…..
Пока отмечу самое главное, чем не страдают, увы, современные спектакли в большинстве своем…..
В «Театральной истории» имеется — АБСОЛЮТНАЯ ПРАВДА.
СПАСИБО!

Елена Петровская

Только что вернулся со спектакля, представленного в Центре Высоцкого, «Театральная история», автор Артур Соломонов, постановщик Искандэр Сакаев, и скажу так: впечатления есть.
Два в одном. Два спектакля (так обозначено в спектакле, не я придумал).
Первый спектакль о любви — он прекрасен, я давно не испытывал такой безотчетной радости, какую даёт только хороший секс или хорошее искусство.
Второй спекталь — о ненависти, это для интеллектуалов. Там можно планку поднимать и поднимать:
много пространства, занятого плакатом, декларацией. Это полезно. Дискуссии нужны, нужно обо всём говорить свободно. Вот чего я не увидел в конце, так это красного знамени и пения «Интернационала» или «Марсельезы». Напрашивалось.
Спасибо Артуру и Искандэру. Работа высшего качества. Не говоря уже о том, что я люблю двух этих людей. За талант, за искренность.

Andrey Pautov

Был вчера на прогоне спектакля «Театральная история» по роману Артура Соломонова. Постановка превосходная. Ставил Искандер Сакаев в Доме Высоцкого на Таганке. Многослойно, захватывающе, очень иронично — истинное удовольствие. Отдельный восторг от игры Дениса Яковлева. Премьера 20-го. Призываю — редкий спектакль.

Александр Феденко

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Материал опубликован

Первый комментарий

  1. Александр Гельман
    Александр Гельман at | | Ответить

    Дорогой Алексей Кабешев, соберите деньги на программку спектакля, я вношу 500 рублей, как пенсионер, изыщите возможность напечатать самые элементарные программки, вы обижаете и артистов, и зрителей, лишив их возможности знать, кто играет, рассказать другим о спектакле, называя фамилии артистов и режиссера, и Вашу, кстати, фамилию. Интереснейший спектакль и без программки, это же не студенческая работа.

Ваш комментарий будет опубликован сразу после модерации.

Оставить комментарий