8 марта 2023 года в Тель-Авиве в пространстве Playhouse TLV сыграли премьеру спектакля «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича».
Спектакль поставил режиссер Юваль Илин, главную роль исполнил Анатолий Белый.
В премьере также заняты актеры, недавно покинувшие Российскую Федерацию, которые играли в ведущих московских театрах: Михаил Уманец («Школа драматического искусства»), Семён Штейнберг («Гоголь-центр»), Полина Пахомова («Современник»), Никита Олейников (FULCRO), а также Борис Репетур, известный по работам на телевидении, в дубляже и «Чёт-Нечет-Театре», и художник, продюсер, режиссёр Савва Савельев.
Семен Штейнберг, Полина Пахомова, Михаил Уманец
Анатолий Белый (Сталин) и Борис Репетур (Ленин)
Михаил Уманец и Семен Штейнберг
С июля 2023 года роль Человека из Министерства играет Михаил Шац.
Премьера вызвала бурный отклик не только у израильской прессы и публики, но и в российских СМИ, которые наперегонки слали проклятия участникам спектакля, «отважившихся похоронить отца народов».
Некоторые отзывы израильских зрителей о спектакле:

Марина Левинсон:
Совсем недавно удалось посмотреть абсолютно фееричное действие на сцене — спектакль концерт «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» по пьесе
Артур Соломонов
Спектакль (а это был именно спектакль) совсем не о похоронах конечно, а о природе деспотизма и тирании. Как даже в маленьком театральном пространстве, у абсолютно нормального режиссёра театра, который внезапно получает власть , как легко и быстро можно превратиться в монстра. Блестяще сыгранная роль
Анатолий Белый.
Это конечно трагифарс и смех там сквозь слезы. Настолько все актуально и узнаваемо сегодня.
Я осталась в полном восторге от всего — игры актёров, музыкантов на сцене, перформанса перед спектаклем…
Натали Врублевски:
Не концерт, не читка, не спектакль…
А ШЕДЕВР!!
Свет — в конце тоннеля…
ЭТО УНИКАЛЬНОЕ ДЕЙСТВО!!
Зал рукоплещет вам, стоя, с возгласами:
«БРАВО!! БРАВО!! БРАВО!!»
Алла Боссарт:
… Визуально «Как мы хоронили…» — монашески аскетичен. На сцене с черным задником — несколько стульев и вытертый ковер на полу. Больше ничего. И в углу — квартет музыкантов, которые вместе с восемью актерами составляют 12 персонажей, вынесенных в подзаголовок («концерт для 12 персонажей»). Число сакральное: это и присяжные, и апостолы, и колена израилевы и то, что вместе с автором составляет чертову дюжину.
Актеры и музыканты работают первоклассно. Даже легкий комический пережим (он есть) легко прощается за свободу и бесстрашие, с какими все двенадцать ведут свои партии. С весельем и отвагой…
Анатолий Белый о пьесе:
«Это пьеса- предупреждение, пьеса-осмысление, пьеса-гротеск. В ней исследуется, как возникает тирания, как при определенных обстоятельствах «расцветает» все худшее, что заложено в человеческой природе.
Мы, недавно покинувшие Россию, не можем не возвращаться к теме неосмысленного, нераскаянного, а потому «вечно живого» сталинизма, ведь большую часть жизни мы прожили в РФ, строили свои жизни с надеждами на будущее, которое сворачивалось, сворачивалось и свернулось до размеров ядерной кнопки в каком-то бункере. В итоге Россия имеет то, что имеет — к моему жуткому разочарованию и ужасу всего цивилизованного мира. Но нам необходимо рассказать о том, что произошло с нашей страной, и на этом примере предупредить всех остальных».
Журнал «Театр» о премьере в Израиле
Фото Александр Ханин (Деда Саша)
Юлия Маринова:
В Грузии на родине Сталина народ победил страх и победил. В Москве замолчали таксисты. В Тель-Авиве вчера хоронили Иосифа Виссарионовича.
Пьеса, сочиненная
Артур СоломоновАртуром Соломоновым в 2019-м году как черная комедия, шагнув с подмостков театра.doc., воплотилась на разных пространствах театрального отечества, была переведена на восемь языков мира и обернулась вчера на сцене тель-авивского Playhouse полифоническим трагифарсом-концертом для двенадцати персонажей :актеров и великолепного квартета.
С титрами на иврите
Накануне тридцатых годов прошлого века Юрий Карлович Олеша горевал: «Природа славы изменилась!»… В десятых годах нынешнего столетия интеллектуально пышная и успешная дама-запутинка объяснила мне свою позицию так: «Президент добивается того, чтобы нас все боялись!» Какой царь, такая и слава, че уж…Вопрос: изменилась ли природа страха?
Спектакль «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» — это театр в театре. Режиссер, обласканный славой фрондер, сочиняет постановку о смерти Сталина. Уморительна неожиданно лирическая пара голубков-охранников (Михаил Уманец и Семен Штейнберг) ,приставленных к полутрупу в ожидании Чайна и Стока под аккомпанемент квартета, недвусмысленно исполняющего «Утомленное солнце» ( совсем не случайно музыканты в этой постановке входят в число персонажей) . Забавен седокудрый Борис Репетур, вопреки своей природе радостно вошедший в роль Ленина.Заставляет охнуть от восхищения миниатюрная Полина Пахомова, обнаруживая в воробьином горлышке оперный голос. Гришковецки мил и обаятелен Юваль Илин в роли Драматурга(режиссер спектакля,экстренно заменивший на прогоне актера ). Страшноватисто не смаргивает мертвыми очами представитель министра нашей культуры(Савва Савельев- режиссер Гоголь-центра, недавно собравший зрителя в Тель-Авиве на премьеру спектакля «Берегите ваши лица»).Уморителен юный Сосо – Никита Олейников. Ну и, конечно, Анатолий Белый! Начинающий свою партитуру роли Режиссера вдохновенно , свободно, весело.Да и музыка играет поначалу так весело. И близок миг премьеры . В меру отважной. В меру мудрой. Без страха и упрека. Пока …товарищ президент всея руси не решит виртуально насладиться искусством театра. Между прочим. За обедом. Между первым и десертом. В 23-м году двадцать первого столетия очевидно, что подают президенту на обед то же, что и Тараканищу на ужин…
Вчера, театр, кажется, ответил на вопрос, мучающий меня с детства: откуда берется «сталин»? Как из милого малыша вырастает чудовище?..
Инна Шефф:
Спектакль «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» в Тель-Авиве.
И задумка, и сценарий, и потрясающая игра актеров — ради этого точно стоило пересечь море!
Фото: Эрнест Оранов
Tatyana Savin-Masenznik:
«Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» …
Выходишь и говоришь: «Мне страшно понравилось» и… зависаешь. Как объяснить про спектакль ещё кому-то…
Декорации сведены до правильного намёка и используются до конца. Все стулья на сцене «выстрелили».
Актёры всё время проламывают четвёртую стену… только вот она обращена не к нам. Они то играют персонажей, то становятся персонажами внутри персонажей, сбрасывают кожу, изнутри.
Это спектакль о том, как похоронить иосифа виссарионовича в себе, и что получается, если недохоронить, и что всегда найдётся более сильный виссарионыч, а внизу ..онычи тоже ждут, чтобы дохоронить тебя.
Страшно, смешно, опять страшно… сквозь смех. Тонны омажей, от «Служанок» Виктюка, до Барти Крауча (Дэвида Теннанта) в четвёртом Гарри Поттере… Это использование наработанных символов культуры, как алфавита для современного театрального языка, помогает создавать дополнительные инфраструктуры смыслов.
Anatoliy Beliy ты вообще какой-то запредельный с такими перевоплощениями…
Инесса Москвичева:
Одновременно страшно и смешно. Такое возможно только когда текст гениальный. Артур Соломонов спасибо тебе за основу, без которой ничего не случилось бы. Команда мечты- вы все мега хороши! Без ваших талантов и уникальной психо физики сплести такое полотно было бы нереально. И всем вам спасибо за то, что дарите смелость. Веде то, что становится смешным перестает быть на столько страшным.

Интервью Анатолия Белого для канала RTVI
Ваш комментарий будет опубликован сразу после модерации.