Ехал я в Псков, зная, что «современное прочтение классики» режиссером Василием Сениным вызывает, мягко говоря, споры. Читал призывы «ставить в классическом стиле», читал про «отчаяние в глазах псковской интеллигенции».
Так вот, как человек, присутствовавший на премьере, могу сказать – никакого отчаяния я не зарегистрировал. Напротив. Это был успех. Аплодировали стоя, сам видел.
В связи с этим успехом встает много вопросов. Например – не преувеличена ли тяга нестоличного зрителя к «традиции»? Не лукавят ли, когда говорят: в Москве-то можно экспериментировать, в Питере можно тоже, а вот в провинции хотят канонического Пушкина (Чехова, Гоголя, Шекспира). А если есть Пушкин Станиславского, Мейерхольда, Эфроса – что в таком случае считать каноном? Кому следовать? Ведь за кем ни следуй – все равно будешь отрицать какую-то театральную традицию. Вот Юрий Любимов, который перекроил «Евгения Онегина» — он кому следовал? Ответ-то понятен: себе.
Наверное, в Пскове еще долго будут шуметь споры — можно ли пропевать-протанцовывать текст классика? Можно ли одевать актеров, «играющих в спектакле по Пушкину», в одежды советских школьников-пионеров?
Священного трепета перед Пушкиным в спектакле и правда нет – зато есть дух игры, есть легкость, есть визуальные рифмы, соответствующие рифмам пушкинского стиха, есть следование иронии и ритму «Нулина».
Это очень смешной спектакль, и он в той же степени лишен претензии и претенциозности, как и текст Пушкина.
Мне кажется, не надо гипнотизировать зрителя: ты хочешь «припасть к корням», ты «тоскуешь по классике», ты хочешь «чтобы поставили, как написано» (кстати, как это? Я, например, никогда в жизни такого не видел).
Мне очень интересно, какой следующий шаг совершит худрук псковского театра Сенин и его команда. Надо просто им не мешать и посмотреть, что будет. А пока – посмотрите фото
Ваш комментарий будет опубликован сразу после модерации.