В Челябинском Камерном театре 26 февраля 2021 года состоялась премьера спектакля «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича», которая сопровождалась не только аншлагами и вниманием прессы, но и демонстрациями против спектакля. У здания театра стояли пектчики с плакатами «Руки прочь от Сталина», требовали ФСБ проверить спектакль, поскольку он «является политическим высказыванием», писали петиции во все возможные инстанции и тд.
И по сей день спектакль идет в переполненных залах.
Здесь и далее — фото Марата Муллыева.
Вот некоторые статьи и зрительские отзывы.
Аргументы и факты: «Будет не до смеха» Писатель Артур Соломонов о возвращении страны в прошлое
======
https://www.facebook.com/100001094927246/posts/3901611516551974/
29 апреля 2021
Вячеслав Герасимчук (театральный критик и блогер, Москва)
И о Сталине…
Сталин уже скоро будет накрапывать в районе МХАТа Горького спектаклем «Чудесный грузин».
Проливной Сталин уже несколько лет идёт в Александринке.
Кучевой Сталин навис над БДТ.
Циклон Сталин из Альметьевска прошёл над Москвой в период Золотой Маски.
А отголоски челябинского грома Сталина можно услышать по всей стране.
Тень усатого тирана настолько плотно обосновалась на театральных подмостках, что её уже воспринимаешь, как нечто постоянное… как погоду. Впрочем, пока все сосредоточены на страшных картинках «отца уродов», пожирающего детей, в Челябинском камерном театре замутили фантастически прекрасную сатиру «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича». Только ради этой постановки уже стоит полететь в суровый уральский город, который на поверку оказался довольно милым. Я, в общем-то, так и сделал.
Постановка Виктории Мещаниновой строится как спектакль в спектакле. По сюжету коллектив одного из столичных театров собирается поставить чёрную комедию «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича», но в их планы вмешивается Президент, которого легко можно узнать по амфорам и стерхам, хотя на сцене он не появляется. А далее, под чутким руководством страха и недомолвок похороны Сталина превращаются в его рождение. Привет Валерию Фокину.
Несмотря на то, что коммунисты Челябинской области уже успели психануть, спектакль не только и не столько про Сталина. Это лишь отличный повод для параллелей с современной Россией, да и вообще, авторитарной моделью управления, в целом. Так манера воздействия «Президента» и гэбни из Минкульта на коллектив театра запускает процесс строительства тоталитарного государства в миниатюре. Появляется свой Сталин, а все вокруг делятся на лизоблюдов и потенциальных врагов-перебежчиков.
Выходит смешно до ужаса. Потому что примеров такого шуточного появления тиранов нашего уезда и самой обстановки всеобщего страха – пруд пруди. Но обо всём этом начинаешь задумываться уже после просмотра спектакля. Ибо хоронят Сталина в Челябинске так, что рвут баяны: представление сопровождается пошлыми кабарешными песнями и плясками, но очень в тему.
Десакрализация тирана происходит через пост-пост-иронию. Артисты, которых играют артисты, шутливо развенчивают культ личности, не дожидаясь доклада Хрущёва. Сначала Сталин существует только в разговорах охранников, представляясь жуткой хтонью, которую нельзя беспокоить. Однако в момент смерти всесильный генералиссимус не то, что очеловечен, он — мешок с картошкой, вокруг которого все бегают и которого по привычке боятся. Встреча Сталина с уже умершим Лениным в эти минуты как будто снова делает его из владыки услужливым мальчишкой… вернее, тем самым «чудесным грузином».
Даже после того, как «президент» меняет концепцию спектакля (и до всего-то ему есть дело, Сталинградскую битву в постановке теперь тоже можно прописать), артисты всё равно преподносят молодого Сталина как нечто изначально жуткое. Его безобидный разговор с матерью в интерпретации сценического режиссёра Вольдемара Аркадьевича превращается в сцену казни курицы… практикуется мальчик. Видимо, именно эта однозначность в представлении усатого так возбудила коммунистов. Хотя не уверен, что кто-то из них смотрел спектакль…святотатство же!
Есть в постановке и ещё одна сатирическая линия – жизнь современного театра, где пьесы переписываются под пожелания диктатора (зачеркнуть) режиссёра, где артисты получают роли в соответствии со своими убеждениями, умением облизывать начальство и ситуативной политикой, где ради собственного успеха и продвижения по карьерной лестнице смело сыпят стекло в ботинки. И в этой череде карикатурных персонажей легко можно разглядеть действующие модели деятелей культуры – от Никиты Михалкова до Евгения Миронова.
При этом принцип Крымова «что хотите, то и думайте» здесь не нарушен. Никакого назидания, хотите – видите чёрную комедию, а хотите – сатиру на весь этот грёбаный мир; хотите – упираетесь в абстрактных актёров и режиссёров, а хотите – во вполне конкретных; наконец, хотите похоронить Сталина – да, пожалуйста; но тут же и предостережение о том, что новый Сталин может похоронить вас.
====
https://www.facebook.com/100000828173262/posts/4288544567849773/
1 июля 2021
Валентина Волкова (журналистка, блогер)
Сегодня побывали на спектакле «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича».
Спасибо за спектакль.
Что сказать? Прекрасный трагифарс. Пережили массу эмоций: от смеха, задумчивости и тревоги до горечи и даже слез. Ну то есть полноценный катарсис.
Я много лет изучала биографию Сталина, поэтому мне было вдвойне интересно. Хотя это не спектакль о жизни вождя, это история про всех нас. Сталин умер, но продолжает жить в каждом из нас, словно на уровне генетической памяти.
Герои спектакля — актеры, участвующие в постановке о смерти Сталина. По ходу пьесы они трансформируются на наших глазах: мы видим, как Страх может скрутить и вывернуть наизнанку, как обыкновенный человек превращается в Раба, готового на унижения и предательство ради выживания, ради существования в Системе.
Принято считать, что эпоха Сталина ушла, время кровавых репрессий осталось в прошлом и никогда не повторится. Мы все очень долго так и считали. И в какой-то момент проснулись словно в другой стране. И призрак кровавого вождя замаячил на горизонте так явно, что хочется ущипнуть себя за руку.
В конце хочу процитировать автора.
Автор спектакля «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» Артур Соломонов: (из интервью)
Просто нам пока не дали шанс проверить – действительно ли царь нам так необходим? Был небольшой период в девяностых, когда сам образ властелина, который держит в своих твердых руках целую страну, был поколеблен. Но в начале двухтысячных мы снова вернулись к «царизму».
Все говорят про какой-то абстрактный народ, которому нужна сильна рука, нужен царь. Но разве каждый из нас готов согласиться с такими утверждениями: я нуждаюсь в царе, я хочу, чтоб мной управляли, хочу, чтоб мою волю насиловали? Никто ведь так не скажет. Но все почему-то убеждены, что некий абстрактный народ только о таком жестком руководстве и мечтает. Я никогда не встречал человека, который бы сказал: мне лично нужна твердая рука, обязательно и ежедневно, я без нее шагу ступить не могу. Кто же вдалбливает эту мысль? Тот, кто этой «рукой» желает стать. Или уже стал, но уверяет нас, что такова наша искренняя потребность. Нам, мне кажется, надо перестать все на свете мистифицировать и преувеличивать — начальник это всего лишь начальник, президент — всего лишь президент, это важная, важнейшая должность, но именно должность. Это место работы, не больше. Трагифарс «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» в том числе и об этом — о том, с каким мистическим трепетом мы относимся к обладателям власти, большим и малым. Как готовы изменяться и изменять себе, желая угодить Начальнику.
15 марта 2021
Кирилл Артюхов (гражданский активист)
Российское общество в зеркале трагикомедии Артура Соломонова
По удивительному стечению обстоятельств, мировая премьера пьесы драматурга Артура Соломонова «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» состоялась не в Москве или Санкт-Петербурге, а в Челябинском Камерном Театре, и мне посчастливилось увидеть её одним из первых. Впечатление же трагикомедия (и всё, что происходит вокруг неё прямо сейчас) оставила столь глубокое, что просто невозможно было не написать об этом.
Не буду углубляться в сюжет, отмечу лишь принципиально значимые детали.
Трагикомедия поразительно многослойна: события, происходящие на сцене, разворачиваются в двух реальностях, и мы наблюдаем одновременно как постановку о Сталине, так и метаморфозы, происходящие с театральной труппой, согласно сюжету пьесы, ставящей спектакль об Иосифе Виссарионовиче. Эти изменения происходят не без участия «внешних факторов» (одним из которых является «Президент в виде кашля над сценой»), но всё же главенствующую роль играют сами персонажи так по-разному ведущие себя в одинаковых условиях. Это неизбежно ставит перед зрителем вопрос: сколь скоро наши современники, будучи помещёнными в схожие обстоятельства, начнут проявлять те же неприглядные качества, что и многие из представителей эпохи «позднего сталинизма»: писать доносы, идти по головам вчерашних друзей и коллег, пестовать культ «тирана-строителя и палача-героя»?
Сложно сказать, входило ли это в планы автора пьесы, но к происходящему добавилась и третья грань — реальная жизнь. Очевидно, что в современной России трагикомедию, затрагивающую роль Сталина в истории, не смогли обделить своим вниманием горячие поклонники «вождя» и сторонники «твёрдой руки». Так и случилось. Всех пришедших на премьеру у входа в Камерный театр встречал мужчина с плакатом «Руки прочь от Сталина». Это был член партии «Коммунисты России» Андрей Филатов, по мнению которого, пьесу «следует квалифицировать как незаконную политическую деятельность», а на спектакль должна обратить внимание ФСБ. Написал ли Филатов донос чекистам на актёров и зрителей Камерного театра, история умалчивает. Вот и ещё один вопрос: где здесь реальность, а где постановка? Сразу и не разберёшь.
Что касается художественных качеств пьесы, должен отметить, что я остался в полном восторге. Редкие произведения доставляют такое эстетическое удовольствие, как эта трагикомедия (которая, несмотря на остроту и пронзительность, остаётся и очень смешной — особенно, если понимать контекст). Актёрская игра — выше всяких похвал!
Не знаю, как сложится в наше свинцовое время судьба постановки дальше, но искренне желаю автору и актёрам пьесы поставить её в как можно большем числе городов России, а потенциальным зрителям — найти возможность и посмотреть трагикомедию, она действительно того стоит. Ведь похоронить Иосифа Виссарионовича недостаточно, нужно похоронить сталинизм внутри общества, в душе каждого из нас, иначе на смену мёртвому Сталину придёт новый.
https://www.facebook.com/groups/934499773391091/permalink/1754668611374199/
28 Февраля 2021
Андреей Ваганов (театральный критик, режиссёр)
ВОЖДИ И ЗАЙЧИКИ
К отзыву о спектакле «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» так и напрашивается эпиграф «Не спеши ты нас хоронить…» Действительно, спектакль достаточно убедительно доказывает — Сталин не умер. Поразительным образом вождь обрел то самое бессмертие, которое присуще всем символам. Кстати, помимо символа сталинизма, в пьесе присутствуют и другие символы — Ленин, Берия, Хрущев.
И все они живут, постепенно теряя признаки реально существовавших личностей, и одновременно обрастая легендами, подвергаясь бесконечному переосмыслению (так, вознесенный на пьедесталы вождь революции ныне часто выступает и в комическом амплуа, а то и в роли завзятого интригана, как это было в недавних телесериалах «Троцкий» и « Парвус»). Часто это переосмысление диктуется ныне властвующими особами — так, при Хрущеве Сталина было приказано развенчать, а при Брежневе началась постепенная реабилитация… Сегодня, как констатирует пьеса, восприятие двоякое — Вождь Народов одновременно и тиран-деспот, и «строитель великой страны».
Есть и еще один символ — Президент. В силу своего статуса он невидим, но вездесущ, а его воля способна подвигнуть людей совершать странные поступки. И здесь вспоминается анекдот про автозавод, который пытался выпускать автомобили, но все время получался автомат Калашникова. Так и с отечественным государственным устройством — что бы ни строили: социализм, развитой социализм, рыночное и правовое государство — в итоге все равно получается монархия. Потому главу государства нынче приглашают в Царскую ложу, а Сталин в одной из реплик называет себя Императором…
Впрочем, может быть причина в том, что пресловутая вертикаль власти оказывается легко тиражируемой моделью? Сегодня любая директриса школы — Вождь народов в юбке, почти каждый руководитель предприятия — Генералиссимус в штатском…
Ведь и режиссер Вольдемар Аркадьевич в блистательном исполнении Петра Артемьева тоже выстраивает такую вертикаль в своем театре. В маленьком театральном государстве есть и свой карцер, и своя казарма. Есть официальная помощница-фаворитка (Алина Тягловская), свои любимцы (Антон Ребро — отлично дебютировавший Роман Прецер), которые легко могут превратиться в отщепенцев. Есть и растущая молодежь (Никита Савиных) и даже штатный диссидент — драматург Терентий (Игорь Миногин). Невольно примыкает к этой труппе и Человек из министерства (Дмитрий Блинков), который затем возвращается к роли Ангела-вестника, передающего смертным слова с Олимпа.
Как ни странно, именно эта уютная тирания оказывается самым интересным, на мой взгляд, элементом спектакля. Замечательный и талантливый ансамбль актеров играет азартно и вдохновенно. Чувствуется ласковая и властная рука постановщика — главного режиссера Камерного театра Виктории Николаевны Мещаниновой…
Да, и о зайчиках. Они тоже бессмертный символ. Приходят и уходят вожди, меняются стили и направления театра. Но девушки в трико и с ушками зайчиков (в данном спектакле — Дарья Чакина, Марина Вознесенская и Надежда Дудченко), а можно и в шляпках, а можно и во фраках — прекрасно смотрятся всегда!
https://www.facebook.com/100023956929211/posts/949560702519152/
14 марта 2021
Андрей Попков (шеф-редактор делового журнала «Курс дела»)
Только что побывал на премьере «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича Сталина» в Камерном Театре Челябинска.
Великолепная постановка, шикарные актёры, удивительная атмосфера.
Фарс о людях, о Нашем времени, о судьбах всех нас.
Спасибо Masha Makarova за то, что вытащила меня. Невероятная гамма чувств. Вероятно, ещё долго буду под впечатлением.
И, конечно, рад видеть так много знакомых лиц!
https://www.facebook.com/100001783230837/posts/4393315227404542/
29 сентября 2021
Василий Московец (юрист, экоактивист)
«Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича»
Действительно очень понравился, великолепная пьеса и великолепная актерская и режиссерская работа.
Да, и по нынешним временам эта работа требует гражданского мужества нереального.
У коллектива Камерного оно есть и это просто здорово!
Цитаты из книги отзывов и некоторые комментарии на фб:
⠀
Ваш комментарий будет опубликован сразу после модерации.